Интервью Эриха Фромма телеканалу ABC (эфир от 25 мая 1958 г.)

Психология

Эрих Фромм. Фото.
Источник изображения
Уже некоторое время, пару лет, если быть точным, интересуюсь и изучаю работы философа, психоаналитика и социолога Эриха Фромма — человека, который ввёл термин «общество потребления». И недавно обнаружил в сети его крайне интересное интервью — несмотря на то, что оно было записано в 1958 году, всё сказанное тогда остаётся крайне актуальным и в наши дни.

Для тех, кто предпочитает текст видео, стенограмма данного интервью.

И несколько цитат, которые показались мне наиболее интересными:


О работе:

Уоллас: Ваше мнение как психоаналитика на отдельных примерах о том, что же происходит с нами как с личностями. Вот, например, что бы Вы сказали об отношениях человека (американского человека) с его работой?

Фромм: Я думаю, что его работа в значительной степени бессмысленна для него, так как он не имеет к ней никакого отношения. Он все больше становится частью большого механизма, социального механизма, управляемого бюрократией… И я думаю, что американец очень часто бессознательно ненавидит свою работу, поскольку он чувствует себя в её ловушке… узником работы… потому что он чувствует, что тратит большую часть своей энергии на то, что не имеет само по себе никакого смысла.

Уоллас: …не имеет само по себе никакого смысла? Человек использует работу, чтобы жить. Работа даёт чувство нужного и достойного человека, чувство здравомыслящего человека. Это смысл работы.

Фромм: Да. Но чтобы сделать человека счастливым этого недостаточно. Ведь он, чтобы заработать деньги, проводит восемь часов в день, занимаясь тем, что для него не имеет никакого смысла и интереса.


О купле-продаже личностей:

Уоллас: В своих работах об американцах вы часто говорите о таком понятии как «рыночная ориентация». Что вы подразумеваете под «рыночной ориентацией», доктор Фромм?

Фромм: Под этим я подразумеваю, что основной способ отношений между людьми такой же, как между вещами на рынке. Мы хотим обменять собственную личность, или как иногда говорят наш «личностный багаж», на что-то более значимое для нас. Сейчас это не касается работника физического труда. Работник физического труда не должен продавать свою личность. Он не должен продавать свою улыбку. Но это касается тех людей, которых мы называем «сдельщиками». То есть люди, которые имеют дело с цифрами, с бумагой, с людьми. Кто манипулирует — будем использовать подходящее для этого слово, и которое лучше отображает суть, — манипулирует людьми, знаками и словами. Сегодня все они должны не только продавать свои услуги, но и, вступая в сделку, должны более или менее умело продавать и свою личность. Конечно, есть исключения.

Уоллас: Таким образом, их чувство собственной оценки зависит от того, сколько рынок, в буквальном смысле, готов заплатить за них…

Фромм: Совершенно верно. Точно также как сумки: согласно правилам рыночной экономики, сумки считаются бесполезным товаром, если на них нет спроса и их нельзя продать. И если бы сумка могла осознавать, то она бы испытывала чувство ужасной неполноценности из-за того, что её никто не купил, и чувствовала бы себя бесполезной.

Так же и человек, который считает себя вещью, чувствует свою несостоятельность, если ему не удается продать себя.


Об обществе:

Уоллас: Хорошо. Давайте перейдем к социальным отношениям, ко взаимоотношениям с близкими и друзьями. Что происходит с человеком в этой сфере?

Фромм: Во-первых, я хотел бы сказать, что наши социальные отношения относительно неглубокие. На самом деле, мы боимся быть откровенными: просто с людьми, даже со своими супругами. Мы заменяем или скрываем этот страх реальной близости поверхностным чувством вроде дружелюбия, которое само по себе хорошее чувство, но, всё же, очень поверхностное. Но я думаю, что есть и другой ответ на Ваш вопрос, и я хотел бы его озвучить.

Исследования показали, что средний американец в действительности озабочен только личными делами: своим здоровьем, деньгами и семейными делами.

Он не беспокоится о своём обществе. Он только говорит об этом. Порой вы не можете спать спокойно из-за того, что вас действительно беспокоит. А средний американец никогда не теряет сон из-за событий, которые происходят в его обществе и во всей нашей стране.

Я имею в виду, что он отделил свою личную жизнь от существования в обществе и оставил заботу об обществе специалистам в правительстве.


О политике:

Уоллас: Как Вы думаете, какие отношения у американца с политикой и его политическими убеждениями?

Фромм: Соответственно, мы отдали нашу собственную ответственность за то, что происходит в нашей стране специалистам, которые предположительно должны заботиться о ней. И отдельный член общества чувствует, что он не может и даже не имеет права судить о действиях политиков. Я думаю, целый ряд последних событий доказывают это.

Я думаю, здесь вы указываете на один из основных недостатков нашей системы: у гражданина общества очень мало возможностей оказывать какое-либо влияние на свое общество — выражать свое мнение, способное повлиять на процесс принятия решений. И я думаю, что это само по себе приводит к политической летаргии и глупости. Это правда, что надо сначала думать, а затем действовать. Но также верно, что если человек не имеет возможности действовать, его мышление становится пустым и глупым.


О свободе и демократии:

Фромм: Ну, сейчас эти слова используются сплошь и рядом, без разбора.

Я бы сказал, что демократия это организация общества и государства, где гражданин такого общества испытывает чувство ответственности за свои действия и участвует в процессе принятия решений.

Я думаю, что сегодня в действительности демократия — это в большой степени манипуляция выбором. Не принудительный выбор, а навязанный выбор. И этот выбор все больше и больше нам навязывает Мэдисон-авеню [Мэдисон-авеню — нарицательное обозначение американской рекламной индустрии в целом].


О ценностях:

Фромм: Мы должны принять решение о ценностях. Если высшей нашей ценностью является развитие западной традиции, где ценность — это человек, для которого самое ценное в жизни — это человек, у которого высшие ценности — это любовь к человеку, уважение человека и чувство собственного достоинства другого человека, то в таком случае, у нас даже и не возникает вопрос «Стоит ли нам ради нашего выживания оставлять эти ценности?».

Добавить комментарий