Социальный детерминизм и выбор человеком своих целей

Психология

Эрих Фромм. Фото.
Источник изображения
В книге Эриха Фромма «По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом» я обнаружил очень интересную концепцию: по аналогии с бессознательным Фромм вводит термин социальное бессознательное. Главное не перепутать это с коллективным бессознательным Карла Густава Юнга, где оно носит несколько оккультно-мистический характер, что не удивительно, учитывая юнговское увлечение оккультизмом. И чтобы точно не возникло путаницы в понятиях, я изначально дам определения используемых терминов, последую словам Рене Декарта, что давая определения своим словам, мы избавляем мир от половины всех недоразумений.

Индивидуальное бессознательное (или просто бессознательное) — это переживания человека, которые он не осознает, т.е. это не какая-то вещь внутри человека или вместилище чувств, идей, мыслей и стимулов, а свойство этих переживаний, которое заключается в том, что они влияют на поведение человека, но сам человек их не осознаёт.
Пример: я боюсь человека и это вызывает во мне ненависть к нему. Если я осознаю только ненависть, а страх отрицаю, то в таком случае моя ненависть осознана, а страх бессознателен. Таким образом мои действия, вызванные ненавистью к этому человеку, на самом деле вызваны неосознаваемым страхом.

Социальное бессознательное — это совокупность мыслей, идей, чувств и переживаний, которые вытеснены у большинства членов общества. Обычно это то, что в данном обществе не может быть осознано без угрозы существования этого общества в рамках его ограничений и идеологии.
Пример: нелегитимность власти в авторитарных государствах типа СССР и РФ. Несправедливое распределение благ в капиталистическом обществе. Или же, например, внутри криминального сообщества являются неосознанными негуманность и жестокость насильственного отъёма имущества.

Большинством людей эти идеи не осознаются, потому что осознание таких мыслей внутри означенных сообществ небезопасно и приведёт к остракизму индивида и к внутренним мучениям индивида из-за необходимости жить по несправедливым и, часто, жестоким законам общества.

Вытеснение — это механизм психологической защиты, осуществляемой путём устранения из сознания мыслей, переживаний и влечений, которые не приемлемы по отношению к принятым в данном обществе нормам морали и идеологии. При этом вытесненное не исчезает, а продолжает влиять на поведение человека.
Пример: менеджер по продажам некачественного товара. Каждый день он зарабатывает деньги путём введения других людей в заблуждение. Чтобы не испытывать мучения от размышлений о бессмысленности и аморальности своих действий, эти мысли будут вытеснены. Это легко заметить в поведении менеджера, когда он идёт в клуб или кино, чтобы «отвлечься» или употребляет алкоголь, чтобы «забыться» и не дать этим мыслям прорваться в сознание.

Кроме вытеснения существует несколько механизмов, «социальных фильтров», которые не позволяют вытесненному бессознательному содержанию (содержание психики — мысли, эмоции, переживания, влечения) стать осознанным. Один из таких фильтров — это грамматическое, синтаксическое и семантическое строение языка. Хороший пример рассмотрен в моей предыдущей статье Как язык влияет на окружающую нас действительность.

Вторым фильтром является используемая в данном обществе логика. У нас как представителей западной культуры (оставим рассуждения об уникальном нахождении России вне Запада и Востока за скобками) общепринята аристотелевская логика, в которой одним из основных законов является закон противоречия, который гласит, что два противоречащих друг другу суждения не могут быть одновременно истинными. Но существуют и другие системы логики, например, диалектика Гегеля, в которой два противоречащих друг другу суждения могут быть одновременно истинными. Например, концепция амбивалентности Фрейда, согласно которой можно испытывать два противоположенных чувства (скажем, любовь и ненависть) одновременно по отношению к одному и тому же человеку. В обществе, в котором логика Аристотеля является само собой разумеющейся, концепция амбивалентности является бессмысленной, а в то же время в диалектике Гегеля она является совершенно логичной.

Первые два фильтра препятствуют проникновению в сознание неосознанных переживаний, то третий фильтр участвует в механизме вытеснения, описанном мной выше. Третьим фильтром являются социальные табу, принятые в данном обществе, которые объявляют «непристойными», «опасными» и «запретными» мысли, идеи и чувства. Эти социальные запреты направлены на поддержание общества в его текущем состоянии, сохранении status quo и, как следствие, сдерживают развитие данного общества, потому что развитие — это изменения.

Таким образом, у каждого из нас есть выбор: оставаться детерминированным внешними социальными установками и предубеждениями, при этом воображая себя свободным и независимым, либо слушать себя и задавать себе вопросы, вместо того, чтобы полагаться на «здравый смысл» и «общественное мнение». Почему я делаю так, а не иначе? Что я на самом деле сейчас чувствую? Это действительно то, чего я хочу? Ведь мало кто согласится, что взять ипотеку, купить машину и сделать «карьеру» — это основные цели его жизни. Но тогда почему большинство вокруг только этим и занимается, называя магическими словами «самореализация» и «успех»? Кстати, попробуйте дать чёткое определение этим словам.

Добавить комментарий